Союз Коммунистической Молодёжи   (Мурманская область)
                                                                                 главная ,  сделать стартовой
"Партии власти" решают свои проблемы за счет оппозиции

      Важные события прошедшей недели были связаны с подготовкой выборов в региональные законодательные собрания, которые предстоят в марте и являются «генеральной репетицией» федеральных парламентских выборов, назначенных на декабрь с.г. В процессе подготовки к этим выборам определились три лидера – «Единая Россия», КПРФ и стремящаяся закрепиться в «высшей лиге» российской партийной системы «Справедливая Россия». Главной особенностью ситуации в двух «партиях власти» является острая внутренняя борьба за места в списках, вызванная конкуренцией между чиновничьими кланами и бизнес-группами, составляющими основу «правящего класса» в центре и регионах.

Например, в «Единой России» скандальная ситуация сложилась в Псковской области, которая стала единственной, где центр настоял на том, чтобы не включать губернатора в список «партии власти» в роли «паровоза». Напомним, что губернатор М.Кузнецов обыграл в свое время на выборах тогдашнего областного руководителя Е.Михайлова, поддержанного центром. Однако, М.Кузнецов – очень крупный бизнесмен и сам является «плотью от плоти» правящего режима. Опасаясь, что губернатор перейдет на сторону «Справедливой России», или что это сделает враждующий с ним мэр Пскова М.Хоронен, центр решил отдать губернатору руководство избирательной кампанией. Но список «партии власти» при этом возглавили депутат Госдумы А.Сигуткин, близкий к Б.Грызлову, и мэр М.Хоронен.

Не лучше ситуация в «Справедливой России», которая до сих пор не смогла создать организации во многих субъектах федерации. Причина – несовместимость региональных организаций трех объединяющихся партий, их лидеров и различных местных кланов. Например, в Свердловской области скандально известный депутат Госдумы Е.Ройзман из РПЖ пытается оспорить решение, в соответствии с которым организацию возглавил лидер Партии пенсионеров, еще один бизнесмен - Е.Артюх.

В этой ситуации усиливается давление на оппозицию. Власти понимают, что «партии власти» не консолидированы, что их раздирают противоречия, а значит, чтобы создать им «режим наибольшего благоприятствования», необходимо подавить оппозиционную активность, не дать народу право реального выбора. В Госдуму внесены поправки в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Сторонники полицейского режима не унимаются, выискивая новые возможности для введения ограничений и пытаясь таким способом отличиться в глазах Кремля. Новый законопроект предполагает запрет уже разрешенных властями массовых мероприятий. Формальным поводом может стать наличие неких сведений о готовящихся «противоправных действиях».

Законопроект является беспрецедентным, но, увы, не удивительным в нынешней России. Его смысл понятен, он состоит в том, чтобы дать «свободу собраний» только «партиям власти» и лояльным организациям. Оппозиционные мероприятия могут быть запрещены по любому поводу. Примечательно, что внесением подобных поправок занимаются партии, у которых нет никакой массовой поддержки, которые никто не выйдет поддерживать на улицу, если только за деньги или под административным влиянием. Разумеется, это – «Единая Россия», к которой примкнули ее верные сателлиты - ЛДПР, «Родина», а также полузабытый Г.Селезнев.

«Зачистка» партий и Центризбиркома

Кремль продолжает жесткую линию, направленную на «зачистку» мелких «диванных» партий. В этой политике есть свои плюсы, поскольку подавляющее большинство существующих в России партий не представляет никого, кроме своих «вождей». Но в то же время ясно, что Кремль подавляет любые ростки самостоятельной гражданской активности, которые находят свое проявление в создании партий и общественных организаций, проведении акций протеста и др. При этом политика ликвидации малых партий носит избирательный характер: власти избавляются от бесполезного балласта, который нельзя использовать для раскола оппозиции, в качестве партий-обманок. Уже приняты судом иски о ликвидации Партии социальной защиты, «Евразийского союза», Народно-республиканской партии, партии «Природа и общество» и партии «СЛОН» (Союз людей за образование и науку). Еще семь партий или уже преобразовались в общественные объединения, или находятся в ожидании.

Тем временем «полезные» Кремлю «диванные» партии чувствуют себя совсем неплохо. Вот только конфликты между их лидерами и кремлевскими кланами осложняют формирование на их основе очередной «объединенной» и притом «левой» партии. Основой для такой партии, по замыслу кремлевских чиновников, должны стать «Патриоты России» Г.Семигина. Они провалились почти во всех регионах, несмотря на затраченные на выборы огромные деньги, но никто и не ждет их в Госдуме. Задача, поставленная перед Г.Семигиным, проста – оттянуть часть голосов от КПРФ. Однако, Г.Семигин пока не может даже объединить вокруг себя потенциальных союзников. В Госдуме продолжается шоу с созданием все новых фракций на основе бывшей «Родины». Напомним, что Г.Семигин возглавил вторую фракцию «Родины», которая возникла на основе «Народной воли» и Социалистической единой партии России. Но теперь руководство двух этих партий, не желая уступать Г.Семигину, хочет создать третью фракцию – «Народно-патриотический союз». Инициатором является С.Бабурин, который потерял пост лидера фракции и оказался теперь перед угрозой потери поста вице-спикера Госдумы. С.Бабурин сумел договориться с лидером СЕПР В.Шестаковым, хотя тому ранее был предложен «бабуринский» пост вице-спикера. В результате и без того маленькая фракция «Родина-2» раскололась на две части, а в Кремле решают, что делать с Г.Семигиным, С.Бабуриным, В.Шестаковым и их партиями.

В условиях «управляемой демократии» большое значение имеет не только партийный расклад, но и то, кто будет считать голоса на выборах. В феврале-марте истекают полномочия всех членов Центризбиркома (напомним, что по пять членов ЦИК назначают Госдума, Совет Федерации и президент). Первой свое решение должна принять Госдума, и его уже согласовывают «Единая Россия» и президентская администрация. Пока идут споры по кандидатурам, депутаты сразу в трех чтениях сняли ограничение, которое позволяло входить в состав ЦИК только тем, кто имеет юридическое образование. Снятие этой нормы облегчает подбор нужных Кремлю и «партии власти» кандидатур.

Пользуясь своей властью, «Единая Россия» собирается назначить из числа своих представителей минимум четырех из пяти членов ЦИК из думской квоты. Под вопросом назначение на новый срок главы ЦИК А.Вешнякова, который, кстати, был против поправки, отменяющей образовательный ценз для членов ЦИК (сам А.Вешняков назначен по президентской квоте). В президентской администрации рассматриваются и другие кандидаты на пост главы ЦИК, что объясняется относительно независимой по ряду вопросов, хотя и в целом провластной позицией А.Вешнякова. Примечательно, что тем временем без проблем должен быть назначен на новый срок глава Верховного Суда В.Лебедев. При В.Лебедеве Верховный Суд превратился в политизированную структуру, принимая все принципиальные решения по сигналу из Кремля.

Непоследовательность власти – признак нарастающих проблем

Решился и вопрос о будущем Конституционного суда, который власть все-таки решила оставить под боком, превратив широко разрекламированный переезд в Петербург в формальность. Госдума приняла в третьем чтении новый вариант закона, который позволяет Конституционному суду проводить в Москве «выездные» заседания и иметь в столице свое полноценное представительство. Власти так и не смогли принципиально решить, чего они хотят больше – сделать Петербург столицей или держать все властные органы под непосредственным «физическим» контролем в Москве. Госдума успела сама себя высечь, когда несколько раз поменяла свою позицию, и теперь пошла навстречу новой кремлевской установке, на которой настоял Совет Федерации, завернувший прежний вариант законопроекта.

Новая подобная «неувязка» возникает и в связи с готовящимся голосованием Госдумы по поводу отмены ограничения для президента занимать свой пост более двух сроков подряд. К настоящему времени в Госдуму поступили региональные отзывы, свидетельствующие о «разброде и шатаниях», т.е. отсутствии четкой кремлевской установки о голосовании. Такая ситуация во многом объясняется отсутствием президентского решения о способе решения пресловутой «проблемы-2008». В итоге из 38 отзывов 22 оказались положительными и 23 – отрицательными. Эта ситуация также свидетельствует о расколе и неопределенности в федеральной власти, напряженно готовящейся к следующему выборному циклу.

В сфере внешней политики неизвестность и постоянные колебания характеризовали ситуацию в СНГ. Новые миграционные законы, которые вступили в силу на прошлой неделе способствовали упорядочению ситуации с «импортом» рабочей силы, но в то же время напомнили, что нынешние власти считают СНГ инструментом «цивилизованного развода». Например, граждане Украины, как и все остальные, теперь должны будут срочно проходить регистрацию в России, несмотря на недавнее решение руководителей двух стран о льготном режиме пребывания их граждан на территории друг друга. Новый порядок, кроме того, направлен на фактическую депортацию из России нелегальных мигрантов из стран СНГ (установлена квота в шесть миллионов мигрантов, работающих в России). Жесткая политика «великодержавного» самоутверждения проводится и в отношениях с зависимой от России Белоруссией. Впрочем, принято жесткое решение и в отношении члена Евросоюза – Эстонии (заявление Госдумы в связи с законом о воинских захоронениях). Но пока неясно, как поступит президент России и решится ли он ввести против Эстонии экономические санкции, право на которые ему предоставил недавно принятый в России закон. С Эстонией связаны интересы многих бизнес-групп, но власти России уже презрели их интересы, введя пошлины на экспорт нефти в Белоруссию. На самом деле все зависит от конкретного политического влияния конкретных бизнес-групп, которое и станет ясно в зависимости от поведения В.Путина в истории с Эстонией. С Грузией Кремль тоже много ссорился, а теперь опять стал налаживать отношения, вернув в Тбилиси российского посла. В целом анализ ситуации в российской политике, всех колебаний и непоследовательности ярко демонстрирует не только отсутствие внешнеполитической стратегии. Властные структуры и партии поставлены на службу кланам и бизнесу, которые в свою очередь расколоты на враждующие группировки, что ведет к ненужной и уже опасной потере времени, сил и ухудшению качества принимаемых решений, низкой эффективности российской власти.

23 янв.2007

 

:: разделы ::

справочная иформация
@:  murmanskSKM@rambler.ru
ICQ:  356-066-646
Тел:  (8152) 45-91-79
be number one
ОК СКМ (г. Мурманск), 2006-2007. При перепечатке ссылки обязательны.
murmanskSKM@rambler.ru
Hosted by uCoz