Нас умышленно готовят к банкротству

В Мурманском морском рыбном порту (ММРП) идет массовое сокращение штатов. Всего планируется сократить около сотни человек, из них почти 80 процентов - работники перегрузочного комплекса, т. е. докеры. Это притом, что их положение и без того незавидное: задержки зарплаты за последнее время увеличились до двух месяцев. Генеральный директор предприятия Сергей Бебенин объясняет свои действия отсутствием достаточных денежных средств в связи с малым объемом перерабатываемых грузов. У рабочих мнение иное: плохое финансовое положение предприятия - следствие неспособности руководителей порта эффективно управлять вверенным им имуществом.

До февраля 2006 года ММРП был федеральным государственным унитарным предприятием. Несмотря на стратегическое значение порта, за годы реформ неоднократно предпринимались попытки расчленить его единый имущественный комплекс и нажиться за счет эксплуатации госсобственности путем сдачи в аренду наиболее прибыльных подразделений. Так, нефтебаза однажды перешла к российско-германскому предприятию, а через три года вернулась в порт с долгами и изношенным оборудованием. В разные годы в руках частных фирм побывали холодильник и угольный терминал, в «свободное плавание» уходил портофлот.

В июне 2005 года в ММРП появилось новое руководство, вдохновившее коллектив своей программой дальнейшего развития предприятия. Но первые шаги были сделаны не по пути привлечения инвестиций, увеличения грузопотока и модернизации устаревшего оборудования, а по наезженной колее передачи в аренду прибыльных производств. Есть большие сомнения в том, что при этом были соблюдены интересы предприятия и государства.

Целесообразность сдачи нефтебазы и угольной базы в аренду подтверждена авторитетной организацией - Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ). Пусть так. Но кажется аксиомой, что рачительный хозяин постарается найти самого выгодного, который бы предложил наиболее выгодные условия аренды. С этой целью нормативными документами предусмотрено, что заключение договоров аренды осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Правда, обязательного проведения конкурса не требовалось.

Этим и воспользовалось руководство порта, представив в Территориальное управление Росимущества по Мурманской области для согласования пакет документов с уже подобранными арендаторами. Там даже не поинтересовались, почему в данном случае нужно делать исключение из правила, ведь речь идет об имуществе, составляющем не много не мало 18,25 процентов от основных производственных средств и нематериальных активов ММРП. Согласование от Росимущества было получено, равно как и от Управления антимонопольной службы.

Другой немаловажный вопрос - надежность арендатора, его добросовестность и платежеспособность, то есть то, что называют кредитной историей. В данном случае никакой «истории» не было. Оба юридических лица, получивших в аренду нефтебазу (ООО «Первый Мурманский терминал») и угольную базу (ООО «Второй Мурманский терминал») были зарегистрированы в Санкт-Петербурге одним лицом за два месяца до заключения договоров.

Последствия такой «игры в поддавки» не замедлили сказаться. Согласно данным прокуратуры, за первые полгода новоявленные арендаторы задолжали ММРП 32 млн. рублей. Вот вам и нехватка средств для выплаты зарплаты и отпускных. Удивительно, но Сергей Бебенин называет горе-арендаторов в числе перспективных инвесторов порта.

Прокуроры не посчитали такую деятельность руководства порта преступной, и даже противозаконной. Но почему из всех возможностей, предоставленных законом, выбирается самая невыгодная для государства и предприятия? Это вопрос блюстителей законности, видимо, не интересует. Позицию стороннего наблюдателя занимает и совет директоров ОАО «ММРП» (в феврале 2006 года порт был приватизирован). Впрочем, это и понятно, ведь в составе этого органа из пяти человек трое - должностные лица Федерального агентства по рыболовству, в том числе его руководитель Станислав Ильясов, который подписал письмо, разрешающее сдать в аренду нефтяную и угольную баз ММРП.

Зато манипуляции, производимые с имуществом порта, затрагивают кровные интересы его работников. Это ведь на их глазах в ММРП действуют теневые схемы бункеровки судов на причалах с автомашин, заключаются договоры аренды помещений по цене, в десять раз меньше рыночной. Профсоюз докеров ММРП является сегодня единственной организацией, которая ставит вопросы о правомерности и эффективности действий руководителей порта. Из того, что было сказано, вполне можно сделать вывод о том, что происходит намеренное ухудшение финансово-экономического положения ММРП с тем, чтобы сделать стоимость акций предприятия минимальной. А контролирующие и согласующие государственные инстанции проявляют в данном вопросе полное равнодушие, что равносильно соучастию.

пресс-служба СКМ (16)